РОССИЯ
США
ЕВРОПА
АЗИЯ И АФРИКА
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
БЫВШИЙ СССР
Статьи
 
 
 
Новости
 
 
 
 
  Просмотров 8137 -  |  
Шрифт


Статья посвящена проблемам необходимости изменения экономического взаимодействия между странами, которое обусловлено процессами глобализации, ведущими к формированию геоэкономики - единой мировой сетевой экономики. Чтобы поучаствовать в этих процессах, необходимо перенести взаимодействие между странами из чисто политической плоскости в экономическую. Прежде всего, необходимо интегрировать инновационные системы стран и на этой основе создавать высокотехнологичные производства, которые, в конечном счете, позволят сформировать глобальных игроков-акторов на новом технологическом укладе.

Глобализация мировой экономики, став объективной реальностью в ХХI в., определяет не только все мировые экономические процессы, но и все трансформации в национальных экономиках. Меняется роль государства, государственного регулирования и государственного взаимодействия между странами. Глобализация обусловливает необходимость трансформации сложившегося понимания не только роли государства и государственного регулирования, но самой парадигмы экономического взаимодействия между странами, складывающейся на протяжении нескольких столетий со времен заключения Вестфальского мира (1648 г.)

Как в ХIХ в. были страны позднего становления капитализма или формирования рыночных государственно оформленных систем (в частности, Германия), так в ХХI в. существует огромная группа стран, пассивно принимающих участие в процессах глобализации. Иначе говоря, эта группа есть объект глобализации, но не реальный субъект её. Сюда относится и Россия, и её ближайшие соседи.

На этой основе происходит трансформация части национальных экономик во внешние экономики (через ТНК, региональные группировки, особые экономические и приграничные зоны, двухсторонние соглашения о свободной торговле и др.). Далее, происходит отделение последних от национальных экономик и тесное переплетение этих секторов между собой как компонентов геоэкономики. А уже на этой основе будет происходить формирование геоэкономики - системы единого мирового сетевого хозяйства и его новой структуры. Элементами ее станут не национальные государства, а все те субъекты, которые, оторвавшись от национальных экономик, сформируют мировую сетевую экономику - ТНК, транснациональные банки, транснациональные страховые компании и те элементы, которые будут обслуживать мировой воспроизводственный процесс, безотносительно к стране происхождения - мировую информационную систему, финансовую систему и т.д. Сегодня направления глобализации - это транснационализация и регионализация, через которые можно войти в геоэконмику.

В этой ситуации вхождение в геоэкономику требует не просто новых подходов во взаимодействии между странами-объектами глобализации, но смену всей парадигмы этого взаимодействия, для того чтобы поучаствовать в этом процессе в качестве субъектов. Безусловно, процесс этот не одномоментный и достаточно длительный, идущий в контексте эволюции западных государственно оформленных рыночных систем.

Ситуация усугубляется тем, что к 2015 г. мировая экономика должна войти в фазу спада «длинной волны». В этой ситуации весьма важно определить - «какие производства потянут волну вверх?», сконцентрировав усилия не просто на этих направлениях, но на направлениях, определяющих глобальное развитие. Сегодня необходимо изменить подходы к модели интеграционных процессов, которая была характерна для второй половины ХХ в. Встраивание в производственные системы ТНК предприятий, по-видимому, невозможно по разным причинам в большинстве стран-бывших республик СССР.

Тем не менее, если такая возможность существует, необходимо ее реализовать. В этих условиях основная функция государства - создать условия равноправного вхождения в формирующуюся геоэкономику через процессы глобализации. Участвовать в данных процессах пытается каждая страна. Но для участия «на равных» необходимо наличие, по меньшей мере, двух важных условий открытости экономики и включение, «встраивание» в неё такого акселератора, как инновационное развитие для обеспечения ее конкурентоспособности.

Структурные изменения в экономике происходят не «сами по себе». Сегодня это - результат инновационного развития промышленности. Тем более это актуально для стран, в макроструктуре которых промышленность занимает, если и не доминирующую, то значительную долю. Если в странах G-7 соотношение сферы услуг, промышленности и сельского хозяйства составляет следующую пропорцию: 70-80%: 19-29% : 1%, то по экспертным оценкам в нашей стране на долю промышленности приходится более 30% ВВП. Таким образом, для нас поиск механизма «запуска» инновационного развития, прежде всего, в промышленности, тем более в условиях большой экспортной составляющей в ВВП (более 60%), равносилен решению гамлетовского риторического вопроса «быть или не быть».

Для экономики России эти показатели составляют примерно следующую пропорцию: 58% приходится на услуги, а 42% - на промышленность и сельское хозяйство. Так что новые подходы должны быть актуальны и для геоэкономики России. Государство должно способствовать не только их формированию, но и «выводу» на этот глобальный рынок в геоэкономику как равноправных субъектов. Однако «государство должно...», но где взять средства? Какая форма государственного регулирования может быть адекватна процессам, идущим в мировой экономике?

Современная роль государства в экономическом развитии заключается не в том, чтобы «зажимать», «контролировать и не пускать» национальные компании, а в том, чтобы содействовать, главным образом с помощью законодательных актов, формированию их внутренней бизнес-среды, создавать условия для инновационного развития.

Следует отметить, что огромная роль в этих процессах - процессах участия в глобализации принадлежит не только «встраиванию» наших компаний в действующие ТНК и ФПГ, но и интеграции регионов (через микрорегионализм - свободные экономические зоны, приграничные зоны, двухсторонние соглашения о свободной торговле).

Да и регионы могут интегрироваться через предприятия, находящиеся на их территории. В условиях глобализации речь следует вести не только об интеграции национальных экономик в целом (хотя это и желательно), но и об интеграции регионов как частей национальной экономики. В связи с данным подходом возникает такая проблема, как необходимость формирования территориальных производственно-технологических комплексов - кластеров, объединенных общей системой связей в сфере предложения и спроса, возможно с учетом факторов спроса и предложения на сопредельных с нами территориях. Это будет являться хорошей основой для обеспечения преимуществ и на этой основе привлечения иностранных инвестиций.

Если ранее вопрос ставился о привлечении инвестиций на отдельные предприятия в регионах, то сегодня в связи с физическим и моральным износом оборудования на большинстве предприятий вопрос следует ставить об интеграции частей предприятий (цехов, участков, производств и т.п.), которые еще соответствуют мировому уровню в производственно-сбытовые цепочки транснациональных корпораций. Для этого на тех предприятиях, которые еще в состоянии интегрироваться в производственно-технологические цепочки, необходимо провести технологический аудит.

Речь следует вести не о привлечении инвестиций на предприятия при условии сохранения численности работающих, социальной сферы. Следует искать новые пути интеграции в глобальную экономику через формирование своей внешней экономики.

Под внешней экономикой следует понимать совокупность частей национальных экономик, участвующих в процессах глобализации и формирования единой мировой сетевой экономики.

Более того, в условиях необходимости участия в процессах глобализации следует не просто вписываться в технологические цепочки мировых растущих брендов, но и проводить политику на предприятиях регионов для установления связей между участвующими в производственно-сбытовых цепях компаниями, получающими иностранные инвестиции. Или иностранными компаниями, которые сами смогли бы, если и не проинвестировать предприятие то обеспечить рынок сбыта для наших производителей.

Сегодня проводить интеграцию в геоэкономику необходимо, безусловно, через «встраивание» своих предприятий в глобальные производственно-технологические сети. Но при этом следует не забывать, что это только одно из направлений глобализации. Другое направление глобализации это - реги онализация. Необходимо готовить приграничные регионы стран к процессам глобализации:

способствовать созданию «критической массы» компаний, объединенных общей системой связей в сфере спроса и предложения («мини-кластеры») на территориях, включая и сопредельные территории;

создавать условия по формированию территориальных комплексов, участвующих в производственно-сбытовых цепях иностранных (или может быть отечественных) компаний, получающих иностранные инвестиции;

готовить социальную сферу, которая обеспечивала бы стабильность в регионах.

Таким образом, парадигма экономического взаимодействия между странами, которые хотят интегрироваться в геоэкономику через процессы глобализации, меняется. Необходимо интегрировать (формировать и развивать) на микроуровне высокотехнологические производства, объединяя инновационные системы интегрирующихся стран и формируя глобальных игроков на новом технологическом укладе.

Что необходимо сделать на региональном уровне ?

Ускорить интеграцию приграничных регионов (особенно это касается европейского направления) на базе создания не логистических центров или городов, а логистических регионов. Возможно создание логистического пояса, в который войдут не только российские , белорусские предприятия, но и предприятия Литвы, Латвии, Украины, Эстонии. Это позволит приблизить европейские рынки к российским и китайским.

Способствовать созданию производственно-технологических кластеров на сопредельных территориях. Парадигма политической интеграции без экономической подоплеки, учета современных тенденций глобализации и движения мировой экономики к геоэкономике бесперспективна.

 

Назад

 
       АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕНТА      --------

Экономика Швеции
  
.........................................................................

Экономика Ирландии


........................................................................


Экономика Нидерландов
 

.........................................................................

Экономика Германии
 

........................................................................

Экономика Финляндии
   
........................................................................

Экономика Польши


........................................................................

Экономика Франции


........................................................................

Экономика Норвегии

........................................................................

Экономика Италии


........................................................................

Экономика  Англии 

.......................................................................

Экономика Испании
.........................................................................

Экономика Дании


.......................................................................

Экономика Турции


.......................................................................

Экономика Китая


.......................................................................

Экономика Греции

......................................................................

Экономика США
 
.......................................................................

Экономика Австрии

......................................................................

Экономика России


.......................................................................

Экономика Украины


........................................................................

Экономика Кипра

.......................................................................

Экономика Израиля

.......................................................................

 Экономика Японии


......................................................................

 Экономика Индии


......................................................................

Экономика Европы


......................................................................