РОССИЯ
США
ЕВРОПА
АЗИЯ И АФРИКА
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
БЫВШИЙ СССР
Статьи
 
 
 
Новости
 
 
 
 
  Просмотров 35004 -  |  
Шрифт


Япония занимает 1-е место по количеству пенсионеров. Ожидаемая продолжительность жизни в Японии возросла до 83 лет и в настоящее время является самой высокой в мире. Начиная с 2007 г. доля пожилых людей продолжает увеличиваться в связи с выходом на пенсию тех, кто родился в период с 1947 по 1949 гг., когда наблюдалась самая высокая рождаемость, и скоро их число достигнет критического уровня. В то же время, за последние десятилетия коэффициент рождаемости в Японии заметно снизился. В результате чего отношение числа пожилых людей старше 65 лет к населению трудоспособного возраста стало самым высоким в мире. Ожидают, что данное соотношение к 2030 г. увеличится до 57 %  - для сравнения, в 2010 г. оно составляло 38 %.

Сдерживание роста расходов на социальное обеспечение является основной задачей финансовой политики в Японии. Расходы на социальное обеспечение - выплата пенсий, медицинские услуги и расходы по уходу за пожилыми людьми постоянно увеличиваются и в настоящее время составляют почти 55 % от общих расходов правительства страны на социальные нужды, что в свою очередь отражает растущий быстрыми темпами процесс старения населения Японии. Несмотря на то, что увеличение расходов на социальное обеспечение по сравнению с другими развитыми странами выглядит достаточно умеренным, Япония вынуждена сокращать свой бюджетный дефицит составлявший в 2012 г. 10 % от ВВП, что в свою очередь предусматривает рационализацию указанных расходов.

Более того, если реформа будет отложена, уже достаточно большой дисбаланс между поколениями - ситуация, когда налоговое бремя в основном ложится на плечи младшего поколения может сильно усугубиться. Важно отметить, что хорошо продуманная реформа укрепила бы потенциальный экономический рост страны. В частности, увеличение возраста выхода на пенсию могло бы стимулировать более продолжительное участие пожилых работников в процессе труда, что привело бы к увеличению доходов и уровня потребления населения.

В то же время для Японии было бы крайне важным восстановить баланс между экономией бюджетных средств, с одной стороны, и обеспечением социальной защиты населения с другой. Система государственного пенсионного обеспечения играет важную роль в Японии. Она выполняет перераспределительную функцию, и тем самым помогает снизить уровень бедности среди пожилых людей. На систему государственного пенсионного обеспечения правительство выделяет субсидии в размере 2 % от ВВП. Отметим, что в пенсионной реформе 2004 г., которую мы подробно рассмотрим ниже, государственные пенсионные расходы рассчитывались в зависимости от темпов старения населения. В связи с этим ключевой вопрос состоит в том, каким образом провести реформу, чтобы сохранить государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование, и одновременно обеспечить экономию бюджетных средств.

На фоне этого основное внимание в докладе уделяется тому, каким образом различные варианты пенсионной реформы повлияют на укрепление финансовой системы и экономический рост Японии. Помимо самой пенсионной реформы, объектами которой являются пенсионные взносы и пенсионные выплаты, повышение отдачи от государственных пенсионных фондов, в том числе путём дальнейшей диверсификации инвестиций, также могло бы способствовать укреплению пенсионной системы и усилению такой её роли, как обеспечение социальной защиты населения.

Японии также придётся сократить другие расходы на социальное обеспечение. Ожидается, что расходы на здравоохранение будут расти быстрее, чем расходы на выплату пенсий, и за период с 2010 по 2030 г. они увеличатся на 1 % от ВВП, что создаст дополнительную нагрузку на государственные финансы. Можно было бы сдерживать рост расходов на здравоохранение, выплачивая пособие в первую очередь семьям, имеющим более низкий доход, а также повышая эффективность - например, с помощью послаблений для частных учреждений, чтобы привлечь их в сферу ухода за престарелыми людьми, а также за счёт поощрения домашнего семейного ухода за пенсионерами.

Пенсионная система Японии и первая пенсионная реформа
В Японии общепринята государственная пенсионная система, которая предполагает установленные государством выплаты пенсионерам. По своей сущности это такая система, когда выплаты осуществляются после выхода работника на пенсию. Расходы на пенсионное обеспечение в 2010 г. составили 10,6 % от ВВП, включая выплаты пенсий по старости - 8,9 %, пенсий по инвалидности - 0,4 % и пенсий в связи с потерей кормильца - 1,3 %. Основные характеристики государственной пенсионной системы Японии представлены ниже.

Все граждане в возрасте 20 лет и старше обязаны участвовать в государственном пенсионном страховании, и они поделены на 3 категории. К первой категории относятся индивидуальные предприниматели и их супруги-иждивенцы. На них распространяется национальная программа пенсионного страхования. Вторая категория граждан включает в себя работников, занятых на предприятиях частного сектора, а также в органах центрального или местного самоуправления. На первых распространяются корпоративные программы пенсионного страхования, на вторых - пенсионные программы ассоциаций взаимопомощи. К третьей категории граждан относят супругов-иждивенцев работников, входящих во вторую категорию.

Граждане, относящиеся к первой категории, платят взносы по фиксированной ставке, в то время как участники второй категории платят налог на доходы физических лиц - платежи взимаются как с работников, так и с работодателей. К 2017 г. для работников первой категории ставка налога увеличится до 16 900 иен в месяц по курсу на 2004 г. - в 2011 г. ставка составляла 15 020 иен в месяц, а для участников второй категории - до 18,3 % от суммарного дохода, в 2011 г. - 16,4 %. Далее ставки налогов будут оставаться на указанном уровне. Граждане третьей категории не обязаны делать взносы. В 2010 г. общая сумма отчислений работников и работодателей составила 6,5 % от ВВП.

Все участники имеют право на получение базовой части пенсии фиксированного размера. Правительство предоставляет субсидии для финансирования половины базовой части пенсии. Вторая половина выплачивается из накопленных взносов по программе пенсионного страхования в зависимости от категории работника, а также из Резервного фонда, если на данный момент отчислений недостаточно для текущих пенсионных выплат. Начисление пенсий в зависимости от доходов.

Помимо базовой части пенсии граждане второй категории согласно корпоративной программе пенсионного страхования или пенсионной программе ассоциаций взаимопомощи получают также доплату, размер которой зависит от доходов работников. Граждане первой и третьей категорий не имеют права на данные выплаты. Эта часть пенсии полностью финансируется за счёт накопленных взносов работников второй категории, а при недостаточности средств - за счёт Резервного фонда.

В Японии первая серьёзная пенсионная реформа была проведена в 2004 г. Данная реформа предполагала автоматическое регулирование размера пособий в зависимости от изменений демографической структуры населения страны - так называемая макроиндексация, хотя она до сих пор не вступила в силу. В результате чего совокупные расходы на выплату пенсий, а также отчисления работников и работодателей не будут увеличиваться в процентном отношении к ВВП в долгосрочной перспективе, несмотря на быстрое старение населения.

Кроме того, благодаря пенсионной реформе 2004 г., соотношение государственных субсидий и базовой части пенсии увеличилось с 1/3 до 1/2. Следовательно, в 2009 г. государственные субсидии выросли до 2 % от ВВП по сравнению с 1,5 % от ВВП в 2008 г., и, как ожидается, останутся на уровне 2-2,5 % от ВВП в среднесрочной и долгосрочной перспективе. И хотя данная реформа поспособствовала укреплению пенсионной системы Японии, она существенно увеличила финансовую нагрузку на правительство страны.

Варианты пенсионной реформы
Для улучшения системы финансового обеспечения пенсий существует всего три варианта реформы: увеличение пенсионного возраста, снижение коэффициента замещения или повыше - ние размера пенсионных взносов. Между этими мерами может быть достигнут компромисс, например, повышение возраста выхода на пенсию может сопровождаться снижением пенсионных взносов без негативных последствий для финансового обеспечения пенсий. Однако указанные варианты пенсионной реформы по-разному повлияют на экономический рост страны и дисбаланс между младшим и старшим поколениями.

Недавно предложенная правительством пенсионная реформа вряд ли будет способствовать экономии бюджетных средств. В соответствии с утвержденной в феврале 2012 г. реформой налогообложения и социального обеспечения граждан, в августе этого же года парламент Японии принял закон, который предусматривает увеличение числа лиц, имеющих право на получение базовой части пенсии. Для этого были проведены следующие преобразования: снижение миниманьного числа лет, в течение которых платятся пенсионные взносы - с 25 лет до 10 лет; расширение действия корпоративных программ пенсионного страхования на работников, занятых неполный рабочий день; а также консолидация корпоративных пенсионных программ и программ ассоциаций взаимопомощи. При этом не ожидается, что данные изменения позволят снизить наноговую нагрузку на младшие поколения.

В ноябре 2012 г. парламентом был также одобрен законопроект, направленный на устранение к 2015 г. отставания номинаньного размера пенсионных выплат от их реальной величины, что в свою очередь позволит создать для работников дополнительный стимул к труду. И хотя реформа, связанная с выплатой пенсий в зависимости от доходов работников, не приведёт к сокращению государственных субсидий, так как полностью финансируется за счёт пенсионных взносов работников, она может послужить хорошим дополнением к реформе базовой части пенсии, в том числе за счёт снижения величины пенсионных взносов, а также может уменьшить нагрузку на работников и работодателей, тем самым стимулируя экономическую активность населения страны.

Увеличение возраста выхода на пенсию
Возраст выхода на пенсию будет увеличен до 65 лет. Темпы роста базовой пенсии и пенсии, зависящей от дохода работника, различаются в зависимости от программы пенсионного страхования и пола работника. Что касается базовой пенсии, в настоящее время пенсионный возраст составляет 65 лет для тех граждан, на которых распространяется национальная система пенсионного обеспечения, и к 2013 г. пенсионный возраст работников по программе корпоративного пенсионного страхования будет увеличен до 65 лет для мужчин, а к 2018 г. - и для женщин. Что касается пенсий, зависящих от доходов работников, на данный момент возраст выхода на пенсию составляет 60 лет, и к 2025 г. он будет по­степенно увеличен до 65 лет для мужчин, а к 2030 г. - для женщин.

Повышение пенсионного возраста позволит существенно сэкономить средства государственного бюджета. Если к 2020 г. пенсионный возраст для всех категорий граждан будет увеличен до 67 лет, то государственное финансирование базовой пенсии к тому времени сократится на 0,25 % от ВВП. А если к 2030 г. возраст выхода на пенсию вырастет до 69 лет, то в 2030 г. экономия бюджетных средств может достичь 0,75 % от ВВП.

В Японии есть возможность повышения пенсионного возраста в связи с увеличением ожидаемой продолжительности жизни. За период с 2000 по 2030 г. ожидаемая продолжительность жизни у женщин в Японии вырастет с 85,2 лет до 89,4 лет, а у мужчин - с 78,3 лет до 82,4 лет. Ожидается, что за период с 2000 по 2030 г. возможная продолжительность жизни после выхода на пенсию вырастет на 4 года для тех граждан Японии, на которых распространяется национальная система пенсионного обеспечения, если возраст выхода на пенсию останется неизменным на уровне 65 лет. Что касается работников, на которых распространяются корпоративные пенсионные программы, ожидаемая продолжительности жизни после выхода на пенсию будет сокращаться, отражая постепенное повышение пенсионного возраста. Кроме того, как ожидается, пожилые японцы будут реже болеть, что позволит им работать более длительное время.

Учёные-демографы В. Сандерсон и С. Щербов показали в своём исследовании, проведённом в 2010 г., что к 2025 г. отношение нетрудоспособного населения к трудоспособному увеличится лишь незначительно и составит 13 % - в период с 2005 по 2010 гг. это соотношение было на уровне 10 %, несмотря на резкий рост соотношения числа пожилых людей старше 65 лет и населения трудоспособного возраста.

В Японии разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию больше, чем во многих других странах. В 2010 г. в трёх странах Организации экономического сотрудничества и развития - Исландия, Норвегия и США возраст выхода на пенсию был больше, чем в Японии. К 2030 г. в трёх других странах - Австралия, Дания и Великобритания пенсионный возраст превысит 65 лет. Когда другие страны ОЭСР также увеличат возраст выхода на пенсию в связи с повышением ожидаемой продолжительности жизни населения, в среднем этот показатель вырастет с 63,1 лет - до 64,3 лет - 2030 г. И пока Япония продолжает удерживать 1-е место в мире по показателю ожидаемой продолжительности жизни, возраст выхода на пенсию в стране не превысит 65 лет.

Увеличение пенсионного возраста положительно повлияет на экономический рост страны, позволит в будущем равномерно распределить наноговую нагрузку. Повышение возраста выхода на пенсию будет способствовать более продолжительному участию пожилых работников в процессе труда, а также росту доходов и уровня потребления населения. В отличие от варианта пенсионной реформы, который предполагает повышение размера пенсионных взносов, увеличение пенсионного возраста позволит сделать распределение налогового бремени между младшими и старшими поколениями более равномерным. Несмотря на то, что более высокий возраст выхода на пенсию не позволит сократить государственные расходы на социальное обеспечение, данная пенсионная реформа будет способствовать укреплению экономического роста Японии в долгосрочной перспективе с помощью создания стимулов к труду, уменьшению дисбананса между поколениями и сможет стать хорошим дополнением реформы базовой части пенсии.

Указанная реформа также позволит снизить размер пенсионных взносов, тем самым снижая затраты работодателя на рабочую силу и увеличивая доходы, остающиеся в распоряжении домашних хозяйств. Увеличение пенсионного возраста должно сопровождаться расширением социаньной защиты населения, особенно людей с ограниченными возможностями. В Японии совокупные расходы на выплату пенсий по инвалидности составляют 0,4 % от ВВП. Пенсионеры-инвалиды станут уязвимыми, так как макроиндексация в будущем также снизит размер пособия по инваиидности. В Соединенных Штатах Америки в 1960-х годах примерно четверть работников с трудом могли найти работу по причине инвалидности или плохого здоровья. Несмотря на то, что в Японии у пожилых людей старше 65 лет вероятность стать полностью или частично нетрудоспособными относительно ниже, чем в других странах, как мы уже отмечали это ранее, государство должно обеспечить защиту населения благодаря хорошо продуманной системе пенсионного обеспечения инвалидов и социальным программам взаимопомощи, чтобы гарантировать людям, что увеличение пенсионного возраста не приведёт к бедности в старости.

Снижение коэффициента замещения
В рамках программы макроиндексации пенсий планируется проведение пенсионной реформы, связанной со снижением коэффициента замещения. Этот коэффициент рассчитывается путём деления пенсионного дохода среднестатистической супружеской пары на среднюю заработную плату населения трудоспособного возраста. Среднестатистическая супружеская пара состоит из работника(цы) частного сектора, на которого распространяется корпоративная программа пенсионного страхования, и его/её супруги(а), которая(ый) не работает. В исследованиях 2009 г. было установлено, что к 2020 г. коэффициент замещения снизится до 57 %, а к 2038 г. - до 50 %.

Несмотря на то, что дальнейшее снижение коэффициента замещения после макроиндексации пенсий позволит сократить государственное финансирование базовой части пенсии, данная реформа может усугубить проблему бедности пожилых людей. К 2020 г. постепенное снижение данного коэффициента на 3 % приведёт к сокращению государственных расходов на пенсионное обеспечение на 0,5 % от ВВП. Указанная реформа окажет положительное влияние на экономический рост страны - как и увеличение пенсионного возраста, а также позволит скорректировать дисбаланс между поколениями, возложив на плечи старшего поколения большее налоговое бремя, чем на младшее поколение.

Тем не менее, при том размере базовой части пенсии, который существует в настоящее время - 66 000 иен в месяц и который едва позволяет удовлетворить основные потребности пенсионеров - продукты питания, жилье и коммунальные услуги, постепенное снижение коэффициента замещения может препятствовать системе пенсионного обеспечения выполнять такую функцию, как предотвращение бедности пожилых людей. Кроме того, экономия бюджетных средств будет компенсироваться за счёт повышения спроса на расходы, связанные с социальным обеспечением населения страны.

Сравнение со статистикой других стран показывает, что в Японии пенсионные выплаты находятся на уровне ниже среднего. Для среднестатистической супружеской пары, представителями которой является более 50 % населения страны, коэффициент замещения ниже медианы и среднего уровня для стран ОЭСР. Если рассуждать шире, то можно посмотреть на валовый пенсионный доход, который показывает величину пенсионных выплат на протяжении всей жизни. Этот показатель учитывает предполагаемую продолжительность жизни, возраст выхода на пенсию, коэффициент замещения, а также метод индексации пенсий. Валовый пенсионный доход в Японии также намного ниже, чем в странах ОЭСР.

Следовательно, было бы целесообразнее ограничить темпы снижения коэффициента замещения вместо повсеместного сокращения пособий. В настоящее время, согласно существующей системе пенсионного обеспечения, половина базовой части пенсии финансируется за счёт государственных субсидий, независимо от уровня доходов пенсионеров. Вместо этого государство может повысить размер субсидий для более бедных пенсионеров и сократить финансирование более богатых путём «отщипывания» части пенсионных выплат у богатых пенсионеров. Аналогичный подход применяется в Канаде.

Например, 10-процентное сокращение пенсий, или «отщипывание», у 10 % самых богатых пенсионеров - годовой пенсионных доход которых не менее 2,5 млн иен позволит в 2020 г. сократить государственные субсидии на 0,25 % от ВВП. В действительности метод «отщипывания» может охватывать и более широкий круг богатых пенсионеров - например, 25 %. В этом случае удалось бы существенно сэкономить средства государственного бюджета или повысить запланированный средний уровень пенсионного дохода для малоимущих пенсионеров.

Повышение пенсионных взносов
Повышение пенсионных взносов позволит сэкономить бюджетные средства страны. В 2017 г. в Японии ставка пенсионных взносов для работников, на которых распространяются корпоративные программы пенсионного страхования достигнет среднего уровня развитых стран. Повышение ставки пенсионных взносов для базовой части пенсии на 1 % в 2020 г. увеличит суммарные пенсионные отчисления на 0,5 % от ВВП. Данные средства позволят сократить государственное финансирование базовой части пенсии.

Однако данная реформа отрицательно повлияет на экономический рост страны и усугубит проблему дисбаланса между старшим и младшим поколениями. Эмпирические исследования показали, что более высокая ставка пенсионных взносов оказывает негативное влияние на предложение труда в стране. Увеличение ставки пенсионных взносов также приведёт к неравномерному распределению налоговой нагрузки и увеличит давление на младшее поколение, поскольку пенсионные отчисления делаются за счёт населения трудоспособного возраста.

Упразднение льготного режима налогообложения
Упразднение льготного режима налогообложения пенсионных доходов также приведёт к существенной экономии бюджетных средств. В настоящее время при расчёте подоходного налога значительная часть государственной пенсии - базовая часть пенсии в совокупности с пенсией, начисляемой в зависимости от доходов работников вычитается из наногооблагаемого дохода. Граждане старше 65 лет, получающие государственную пенсию, полностью освобождаются от подоходного налога в размере, не превышающем 1,2 млн иен в год. Даже у 2 % самых богатых пенсионеров 40 % их пенсионного дохода не учитывается при расчёте суммы подоходного налога. В целом около 3/4 совокупного пенсионного дохода населения страны не облагается налогом. Мы считаем, что устранение этих льгот позволит сократить государственное финансирование пенсий на 0,25-0,35 % ВВП. В некоторых странах, таких, как Франция и Новая Зеландия, с пенсий не взимается подоходный налог.

Если пенсионные взносы будут взиматься также и с супругов работников, то это позволит сократить расходы государственного бюджета. Согласно нынешней системе пенсионного страхования, третья категория граждан - супруги тех работников, на которых распространяются корпоративные пенсионные программы при наступлении пенсионного возраста получат базовую часть пенсии даже в том случае, если они сейчас не платят пенсионные взносы. Эти граждане составляют 15 % от всего населения трудоспособного возраста, участвующего в системе пенсионного страхования.

Так как пенсия гражданам третьей категории выплачивается из тех средств, которые были собраны в виде взносов, взимаемых как с женатых или замужних работников, так и с одиноких, данные пенсионные выплаты, по сути, финансируются за счёт неженатых, незамужних работников. Эти льготы также создают работникам отрицательные стимулы к труду, так как супруг(а) работника будет относиться к третьей категории граждан, только если его(её) годовой пенсионный доход не превышает 1,3 млн иен. Если на граждан третьей категории будет распространяться национальная программа пенсионного обеспечения, то в 2020 г. государственное финансирование пенсий сократиться на 0,25-0,5 % от ВВП.

Заключение
В статье представлен анализ применения различных вариантов пенсионной реформы в Японии, включая оценку экономии средств государственного бюджета, а также влияние реформ на справедливое распределение налогового бремени между поколениями и на экономический рост страны. Наиболее эффективной реформой является повышение возраста выхода на пенсию в связи с ростом продолжительности жизни в Японии.

Данный вариант пенсионной реформы окажет положительное влияние на экономический рост Японии в долгосрочной перспективе, способствуя более продолжительному участию пожилых работников в процессе труда, а также сделает перераспределение налогового бремени между поколениями более равномерным. Другими возможными вариантами пенсионной реформы являются: повышение маленьких пенсий для отдельных слоев населения путём «отщипывания» небольшой части пенсионных выплат у богатых пенсионеров; сокращение льготного налогообложения доходов, полученных в виде пенсий; а также сбор отчислений и с супругов работников согласно корпоративной программе пенсионного страхования. Если бы удалось реализовать все эти меры одновременно, то к 2020 г. можно было бы снизить размер ежегодных государственных субсидий до 1,25 % от ВВП.

Менее популярными мерами являются регулярное сокращение коэффициента замещения, а также увеличение пенсионных взносов. Сокращение коэффициента замещения затруднит перераспределение доходов и тем самым не позволит снизить уровень бедности среди пожилых людей, в то время как более высокие взносы будут препятствовать вовлечению населения в рынок труда и усугубят и без того большой дисбаланс между поколениями.

 

Назад

 
       АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕНТА      --------

Экономика Швеции
  
.........................................................................

Экономика Ирландии


........................................................................


Экономика Нидерландов
 

.........................................................................

Экономика Германии
 

........................................................................

Экономика Финляндии
   
........................................................................

Экономика Польши


........................................................................

Экономика Франции


........................................................................

Экономика Норвегии

........................................................................

Экономика Италии


........................................................................

Экономика  Англии 

.......................................................................

Экономика Испании
.........................................................................

Экономика Дании


.......................................................................

Экономика Турции


.......................................................................

Экономика Китая


.......................................................................

Экономика Греции

......................................................................

Экономика США
 
.......................................................................

Экономика Австрии

......................................................................

Экономика России


.......................................................................

Экономика Украины


........................................................................

Экономика Кипра

.......................................................................

Экономика Израиля

.......................................................................

 Экономика Японии


......................................................................

 Экономика Индии


......................................................................

Экономика Европы


......................................................................